пятница, 1 августа 2014 г.

Как я готовилась к TOEFL (пособие домохозяйки) :). Часть I

Писала этот пост несколько дней, получилось много :). Тем, кому не нужно готовиться и сдавать тест, читать будет не интересно. Ну а для тех, кому TOEFL актуален, надеюсь этот пост будет хоть немного полезен.
                                         *      *      *

Рано или поздно и у меня возник вопрос: а что же мне делать дальше? Этот вопрос, я думаю, терзает многих иммигранток, мужья которых либо уже работают, либо все еще находятся в активном поиске. В нашей семье, выбор чем же мне все-таки заниматься в дальнейшем - дальше "отдыхать дома", улучшая и расширяя свои кулинарные способности, или придумывать себе определенный род занятий, лег полностью на меня. Скажем так, хобби и забот у меня достаточно для того, чтобы не сидеть дома просто сложа руки. Да и мысль о продолжении свой деятельности по части графического дизайна, только уже из дома (т.е фрилансить) мне тоже импонировала. Точно так же я видела очевидные плюсы в контроле над детьми и в плане их рациона, и в плане развития.

С другой стороны, имея ряд преимуществ, будучи в статусе домохозяйки, мне очень не хотелось, чтобы "американская мечта" в дальнейшем повисла своим тяжелым грузом исключительно на Игоря плечах. К сожалению сущность человечества такова, что при наличии ряда возможностей и условий "аппетит" ненароком растет.
Таким образом, цель для себя была задана, оставалось только разобраться, что конкретно мне хотелось бы делать. Как я писала ранее, я решила получать второй Bachelor degree, но в отличной от моей области для дальнейшего совмещения обеих.

Для таких как я, выбор в плане учебных заведений в Квебеке не велик, если рассматривается обучение исключительно на английском языке. Я ничуть не против франкоязычных вузов, но я себе трезво отдаю отчет в том, что со своим сегоднешним уровнем французского языка мне будет не то, что нереально, а просто очень сложно учиться. И, несмотря на преимущества матерей с маленькими детьми до 6 лет, имеющих возможность уменьшить интенсивность программы (и в то же время удлинить её на год и больше), я не видела смысла в изобретении  велосипеда, если учесть, что уровень моего английского по сравнению с французским на сегоднешний день - это небо и земля. Таким образом, кругозор мой резко сузился до двух англоязычных университетов и пары англоязычных колледжей.

В условиях поступления в канадские университеты я была частично подкована, поэтому, уезжая из Тбилиси, где я закончила университет, я предварительно добыла все необходимые документы и позаботилась об их заверении для дальнейшей пересылки, в случае надобности. Но вот саму подготовку к экзамену TOEFL, который необходим при поступлении в англоязычные университеты (для нерожденных в англоязычной стране и тех, кто здесь еще не учился. В том числе и те, у кого обучение не было на английский языке за последние 2 года) и некоторые колледжи, я как-то отложила до лучших времен. Все мы знаем, что даже имея высокий потенциал и способности к изучению чего-то нового, иногда бывает так трудно взяться за себя и начать без предварительного пинка :). И хоть себя ленивой я не считаю, начать готовиться к тесту самостоятельно мне было все время "некогда". Отчасти, причиной этому была и моя нерешительность и неопределенность относительно того куда я пойду учиться, а главное когда.

Этот самый веселый "пинок" мне дала моя приятельница, которая подбила меня на подачу документов в университет для оценки наших шансов. Едва успев уложиться в дедлайн с отправкой полного пакета необходимых для поступления документов, я вдруг осознала, что в любой момент с меня попросят результаты теста. И тут мне уже пришлось брать быка за рога.

Интенсивная подготовка к сдаче экзамена TOEFL iBT проводится очень многими учебными заведениями в Монреале, основные из которых я знаю: YMCA International Language School, Vanier College и вроде университет Concordia тоже подготавливает к экзамену, так же есть сервисы онлайн подготовки к тесту типа TestDen и Note Full, где сидят живые люди и занимаются проверкой и оценкой секций Speaking и Writing, и, соответственно, оценкой по шкале самого теста. Однако, ничего не могу сказать ни по одному из перечисленных учреждений и о качестве их подготовки, так как, ввиду определенных препятствий и отчасти из-за собственных амбиций, я решила готовиться к тесту сама.

Скажу так, что задачу я себе поставила очень непростую, несмотря на относительно невысокое требование университетов, а это минимум 90 баллов по тесту с учетом, что ни одна из четырех частей не будет меньше 20, и 65 баллов минимум для поступления в колледж. Для меня было вдвойне сложней готовиться, поскольку, сидя дома с двумя маленькими детьми вообще трудно чем-либо полноценно заниматься, не говоря уже о подготовке к тесту. Вариант отдавать детей в детский сад только ради подготовки мне не нравился - впереди шло лето и приезд моего папы к нам в гости почти на два месяца, который безусловно хотел бы проводить время с внучками не только по вечерам после детского сада, когда дети, зачастую от переизбытка эмоций, пережитых за день, ведут себя не очень прилично :). Да и приезд моего папы, на который я отчасти рассчитывала в плане помощи с детьми пока я занимаюсь, должен был повлиять благоприятно на мой процес подготовки. Но, признаться, эта моя идея с самостоятельной подготовкой в такой обстановке иногда просто попахивала идиотизмом; то я была занята постоянной готовкой, то отвлекалась на всякие разговоры, то на чемпионат мира по футболу :).

И, несмотря на все препятствия, я все-таки умудрялась 2-3 часа уделять подготовке к тесту в день как минимум, пусть даже не подряд, а кусками, но регулярно в течение 2х месяцев. Труднее всего было понять с чего мне начать, выбрать себе пособие и, собственно, начать.

Для начала расскажу о тесте TOEFL iBT и о тактиках, которые я научилась применять в процессе подготовки к каждой из четырех секций Reading, Listening, Speaking, Writing. Автором всех нижеперечисленных тактик я не являюсь, но это то, что я извлекла и всех тех пособий, по которым я занималась. При поиске информации о тесте и правильном подходе, мне не хватало такого инструктажа, который я здесь описываю. Безусловно, он придет к каждому учащемуся со временем, если последний с подобными тестами не сталкивался и идет сдавать свой тест в первый раз как я. Несмотря на массу доступной информации, знания приходилось собирать по кускам из разных источников, которые я укажу ниже в этой статье, поскольку различные методики, предлагаемые в разных пособиях, нравились мне не всем. И, конечно, мой подход к тесту это не панацея, я уверена существует масса других удобных и более удачных способов. Мой опыт, это опыт домохозяйки (не по призванию, а по положению дел :)), имеющей возможность заниматься только в очень шумной атмосфере с бесконечными отвлекающими элементами, и только ограниченное время в сутки, что все-таки позволило мне сдать тест с первого раза на скромные 96 баллов.

В идеале, прежде чем идти на тест, нужно примерно понимать свои слабые стороны, желательно указанные каким-нибудь опытным преподавателем. Многие пособия позволяют примерно посчитать свои баллы за секции Reading и Speaking, но в моем случае они мало имели значения поскольку мой успех в каждом проверочном тесте зависел от того, насколько я знакома и близка к области в целом. Соответственно, в близких для моего понимания темах, ответы были либо правильными, либо наоборот :). Здесь уже как повезет (разве я не говорила, что часть успеха в тесте это еще и везение?).
По этой и по другой причине мне было очень трудно оценить саму себя - я, во-первых, никогда не учила английский с преподавателем, а во-вторых учила язык самостоятельно  настолько давно, что мне это уже кажется неправдой. Понятное дело, что без тренировки многое забывается. Несмотря на то, что с пониманием английского уже в Канаде проблем у меня нигде не возникало, тем не менее, за разговорный я очень и очень переживала. Язык, он ведь как настроение; пока он не на уровне мышления, один день он льется из уст, другой день ступорится и вместо обычной речи, лезут ошибки начального уровня. По крайней мере у меня так. По этой самой причине, я планировала сдавать тест как минимум два раза, чтобы набрать свои злополучные проходные 90 баллов (или в наихудшем случае от 80 до 89 с назначением дополнительных курсов английского уже в университете - речь идет о Конкордии).

Теперь о самом тесте. Тест состоит из четырех частей и в общей сложности длится от 3,5 до 4 часов с единственной передышкой в 10 минут между секциями Listening и Speaking. С непривычки высидеть столько времени и не затупить очень непросто, но стоит учитывать тот факт, что на тесте время пролетает очень шустро, поэтому выходишь оттуда относительно быстро, но полностью выжатый как лимон.

Стоит учесть такую вещь, что тест TOEFL тестирует не столько реальное знание языка, сколько умение сдать тест именно в нужном формате. Я думаю, так устроены многие тесты, TOEFL не исключение. Именно поэтому, не достаточно просто знать язык, надо все-таки ознакомиться с тем, чего от нас ждут на тесте. Для начала, надо уметь писать Essay (сочинения) именно в американском формате, используя подходящие вводные и переходные слова, а так же активно их использовать и в секции Speaking.

Процесс подготовки усложняется тем, что ввиду того, что TOEFL тестирует насколько студент обладает достаточным знанием языка, чтобы успешно учиться в колледжах и ВУЗах любых направлений, то формат теста охватывает большой диапазон различных академических областей на тему физики, например, или астрономии. То есть, хочешь-не хочешь, а придется рассуждать на тему видов преломления света, свойствах метеоритов или, например, разновидностях сердечных стимуляторов (конечно, не от себя, а перефразировав прослушанную лекцию), что не всегда может быть легко сделать даже на родном языке. По этой причине, необходима определенная сноровка в различных академических тематиках с соответствующим лексиконом. Эту ориентацию несложно извлечь из всяких подготовительных материалов и упражнений, коих множество, и которые крутятся, в основном, вокруг одних  и тех же наболевших тем.

Прежде чем засесть заниматься, я себе скачала десктоповый таймер, которым желательно себя засекать уже тогда, когда нет проблем с ответами секции Speaking и на последних, книжных контрольных тестах. И хоть домашнюю обстановку невозможно сравнить с экзаменационной, все равно таймер позволяет дать понять о надобности ускориться или наоборот замедлиться в разделе секции Speaking. Так же таймер относительно позволяет привыкнуть к ритму, хотя, опять же, в экзаменационной обстановке в стрессовой ситуации все может быть по-другому.
  


Reading
Первая часть это Reading, где даются  от 3х до 4 академических текстов на самые различные темы и 12-14 вопросов к каждой из тем. Каждой теме и вопросам по ней выделяется 20 минут, т.е это время, за которое желательно ознакомиться с текстом и успеть ответить на вопросы к нему. Но это не фиксированное время. Это время, в которое желательно уложиться, чтобы успеть охватить остальные темы с вопросами. Скажем, попались 3 темы и 42 вопроса к ним, таймер начнет тикать с 60 минут.
В этой секции есть возможность пропускать вопрос и возвращаться к нему позже, хотя я бы не советовала перескакивать с одной темы на другую, не завершив первую, т.к информация в стрессовой ситуации быстро вылетает из головы.
Самое неприятное во всем тесте - это время, которое очень давит психологически. Тикающие часики в порядке убывания в углу экрана можно скрыть, но мне было удобней себя контролировать с ними. Конечно же, чем меньше текстов в секции Reading, тем лучше (т.е 3 текста вместо 4, которые были у меня), хотя бы потому, что меньше материала меньше утомляет и дает больше возможностей раньше приступить к следующим секциям (а не тогда, когда все вокруг уже начинают делать секцию Speaking, пока ты концентрируешься на вопросах секции Listeting) и, соответственно, раньше завершить сам тест.
Сами тексты по моим меркам сложные, по крайней мере в той обстановке мне показались очень сложными, гораздо сложнее, чем те, что я читала в пособиях. В пособиях обычно предупреждают, что реальный текст на экзамене будет гораздо длиннее, чем приведенные в книжных тестах, поэтому мои показались просто гигантскими. Но стоит учитывать один нюанс - на экзамене никто не требует от нас чтения текста. От нас требуется ответить на вопросы, а это значит, что основное внимание должно концентрироваться именно на вопросах. Это и есть одна из основных тактик, которую я использовала на экзамене в этой секции теста. С текстом ознакомиться надо, чтобы понять основную идею и о чем идет речь. Для этого достаточно прочесть всего по 1-2 предложений каждого абзаца и начало с концом финального абзаца. По мере ответов на вопросы, общий смысл уже будет понятен. Поэтому я читала только первые 1-2 предложения каждого абзаца, а затем начинала отвечать на вопросы. Некоторые люди предпочитают читать весь текст целиком и даже делать заметки, но при моих сегоднешних способностях, я думаю, я просто не уложусь во времени, поэтому эта тактика мне подошла больше. Очень полезно в тесте TOEFL научиться определять вопросы-ловушки, которые присутствуют в каждой из четверок вопросов в секции Reading и Listening, а так же научиться иногда просто угадывать правильный ответ :). Эти все навыки описаны в нижеприведенных пособиях.   


Listening
После секции Reading сразу следует секция Listening. Во время этой части надо внимательно слушать лекции профессора и дискуссии между студентами, делая себе заметки на черновике (кому как удобно). Пока я занималась, я всю дорогу делала заметки, но на тесте я почему-то их не делала. Дело в том, что неплохо выработать определенные навыки по быстрому сокращению слов и предложений в заметках - это структура сокращения слова, одинаково применимая ко всем словам, которая при этом будет оставаться понятной вам. Честно говоря, я не заморачивалась с этим, записывала как умела и ничего специально не учила. Стоит помнить о том, что в этой части теста ответ на вопрос нужно подтверждать дополнительной кнопочкой ОК, что означает, что возврата к нему больше не будет, в отличие от части Reading.
В этой секции, как и в секции Reading, также могут быть экспериментальные вопросы или лекции целиком, то есть это "холостые" вопросы или ряд вопросов,  ответы которых не будут влиять на конечный результат. Экзаменаторы используют эти дополнительные вопросы в качестве эксперимента для дальнейшего внедрения в тест, а подопытными мышками выступают сдающие тест, т.е мы. Невозможно узнать какой именно вопрос, текст или лекция является экспериментальной, поэтому желательно отвечать на все вопросы даже тогда, когда ответа мы не знаем. В целом эта секция длится от 60 до 90 минут и включает в себя от 34 до 51 вопроса.
Для подготовки себя и тренировки в этой части теста очень рекомендуется слушать новости на различные темы, а так же из разделов про Science, Biology, Economy и т.д. Одним словом, надо много слушать, чего я вобще не делала. Признаться, меня просто уже на хватало на слушание и просмотр фильмов. Мне достаточно было тех аудио файлов с лекциями, которые прилагались к пособиям. Как таковой проблемы с пониманием у меня не возникло ни во время подготовки, ни во время теста - все произносится на очень внятном американском английском, без акцентов. В целом за эту часть теста я боялась менше всего ( и как парадокс, получила меньше всего баллов :)). 

Несколько ссылок для тренировки: VOA, CNN, Reuters, BBC, CBC, CTVnews.


После секции Listening наступает заслуженная 10 минутная передышка. В это время можно покидать зал, где проходит тест, оставляя черновик на столе, но нельзя покидать территорию учреждения, где проходит тестирование. При возвращении в экзаменационный зал нужно предъявлять свой ID.

Speaking
Далее следует секция Speaking, состоящия из 6 вопросов. Ни больше, ни меньше. На всю секцию выделяется 20 минут, но время здесь уже фиксированное, т.е к каждому вопросу будут даваться индивидуальные 15 или 30 секунд для подготовки и 45-60 секунд на ответ. Ответ наговаривается в микрофон и записывается, живого человека не будет. Для кого-то это может быть плюсом или минусом, в любом случае, стоит привыкнуть именно к такому формату (а именно, разговаривать со стенкой или монитором :) ).

Тактика в этой секции самая объемная, поскольку все 6 вопросов отличаются друг от друга типажом и, соответственно, отвечать на них надо с индивидуальным подходом. Ключ к секции Speaking лежит в схемах, в которые надо будет записывать свои примеры и примеры из лекции, и по этой схеме просто зачитывать ответ. Таким образом, секция Speaking уже не настолько страшна :). Главное - не забыть как должна выглядеть сама схема/план/чертеж - назовите как хотите. А для этого нужно просто немного потренироваться.
За 15-30 секунд, которые даются на подготовку, надо вписать примеры в заранее расчерченную схему/план, а затем в течении 60 секунд зачитываем по ней свой ответ. Эти схемы я расчертила на черновике, который мне дали, до начала самого теста. Но это делать не обязательно в начале, т.к перед секцией Speaking будут 10 минут отдыха, которые можно потратить на то, чтобы все заранее расчертить. Эти схемы для построения ответов я не буду здесь приводить, т.к в ссылках к каждому вопросу, которые я укажу, это все отлично показано.

Первые два вопроса, №1 и №2,  индивидуальные, то есть отвечать надо на вопрос, давая свое мнение. Мнение должно быть подкреплено как минимум 2 примерами почему вы так считаете. В идеале, пишут, лучше давать 3 примера, но я укадывалась только в 2 и думаю, что этого тоже достаточно, если примеры не сильно бредовые. Отвечать нужно на вопросы №1 и №2 по  шаблону, которых несколько в интернете. Можно попробовать действовать не по шаблону дабы произвести впечатление на экзаменатора, но, приязнаться, я предпочла проверенный вариант, который уже сработал. Я для себя выбрала наиболее простой и удобный, т.е сперва идет мое мнение, которое звучит следующим образом: "Я считаю вот так [...] и считаю так по двум причинам: 1) [...] 2) [...] ". Лучше всего ответ начать с использованием вопроса в повествовательном виде, таким образом ответ будет звучать уверенно, а дальше уже подкреплять свое мнение примерами. Темы могут быть самые разнообразные. В интернете очень много вариантов, по которым можно тренироваться. В остальных же вопросах, за исключением вопроса №5, где спрашивается личное мнение, нужно отвечать строго по теме и без "отсебятины".

TOEFL Speaking Question №1
TOEFL Speaking Question №2

Вопрос №3 это диалог между студентами (мужчиной и женщиной, поэтому на листке для заметок смело пишем M и W), один из которых обязательно будет "за" новшества, предлагаемые универом/деканом/профессором и т.д в объявлении, а второй будет "против". Затем оратор попросит сформулировать мнение одного из студентов (чаще всего того, кто больше "выступал", таким образом, не сложно догадаться, кого придется цитировать своими словами в ответе). Опять же, от себя ничего добавлять нельзя, т.к это не предусмотрено в вопросе. Если сдающий тест добавляет отсебятину там, где этого не требуется, то экзаменатор может занизить балл за недопонимание вопроса, поэтому надо везде строго отвечать на вопрос. Дается 45 секунд на чтение объявления, 30 секунд на подготовку и 60 на ответ.

TOEFL Speaking Question №3

Вопрос №4 для меня был одним из самых сложных, пока я не нашла в интернете трюк. По заданию надо прочитать очередное объявление или просто небольшой текстик за 45 секунд, затем прослушать лекцию на эту же тему, которая, чаще всего, дополняет прочитанный отрывок какой-то информацией. В ответе нужно перефразировать основную идею, прочитанную в тексте,  дополнив ее примерами из лекции. На первый взгляд это несложно, но тема может попасться любой сложности. В разных пособиях мне попадались разной сложности темки, например как устроена гидроэлектростанция (с описанием работы клапанов и поршней), так что, надо быть ко всему готовым. Дается 30 секунд на подготовку и 60 на ответ.

TOEFL Speaking Question №4
TOEFL Speaking Question №4

Вопрос №5 на мой взгляд один из самых простых. Это очередной диалог между двумя студентами (мужчиной и женщиной, поэтому на листке для заметок смело пишем M и W), у одного из которых будет проблема. Один студент жалуется, а второй студент слушает и дает советы для решения этой самой проблемы. Обычно решений проблемы два, но может быть и больше. В конце диалога оратор спросит о проблеме, какие решения предложены для ее решения и как по вашему мнению должен поступить студент/ка и почему. Это "почему" означает, что выбранный вами "солюшн" (один из двух предложенных) надо опять-таки аргументировать и подкреплять двумя примерами. Вот это именно тот самый вопрос, в ответе на который нужно использовать свое мнение. Кажется, что вопрос объемный, но на самом деле его сформулировать легче, имея информацию из диалога, и затем уже дополнить своими вариантами. На подготовку к формулировке дается 20 секунд и 60 секунд на ответ.

TOEFL Speaking Question №5

Вопрос №6 самый коварный, по крайней мере для меня. Будет звучать приличного размера лекция, при прослушивании которой нужно активно делать заметки. На черновике нужно начертить схему, в которую надо вписать main idea, т.е главный смысл лекции и три (чаще всего) примера с деталями. Затем по своим записям дать ответ. Вопрос в целом не сложный, но нужна определенная тренировка, чтобы не мямлить и суметь четко отвечать по собственным заметкам.

TOEFL Speaking Question №6

Вот так выглядели мои конспекты, которые я для себя подготовила после просмотра указанных выше видео, и по которым я старалась штурмовать каждый вопрос секции Speaking, за которую я больше всего переживала. Примерно так же выглядела подготовленный мной черновик на самом тесте, только без записей :).




Writing
Task 1) Наконец последняя часть теста - это Writing. Для одних самая простая, для других самая сложная. Эта секция состоит из двух задач - одна интегрированная, т.е читаем текст, слушаем лекцию всего 1 раз (делаем заметки) и затем пишем essay. Следует учесть, что в первом задании не стоит гнаться за деталями из текста, т.к текст после прослушивания лекции вновь появится на экране и больше вас не покинет. Главное - прочесть основные факты, к которым, вероятнее всего, надо будет ожидать услышать в лекции противоречия. И ни в коем случае не добавлять своего мнения, вся информация в сочинении должна быть строго по контенту. От нас ожидается увидеть сочинение на 150-225 слов, написанное за 20 минут.

Официальный сайт ETS предлагает ознакомиться с вариантами написания эссе к первому заданию секции Writing, где дает подробные комментарии и оценку. Если наловчиться писать в таком формате, как они приводят в примере, то, я думаю, можно значительно повысить свой балл.  

Task 2) Второе задание - независимое, т.е читаем вопрос (чаще всего спрашивают мнения согласны ли мы с высказыванием или нет) и пишем essay на заданную тему. На интегрированную задачу дается 20 минут, на независимую 30 минут. Сочинение должно состоять из 4-5 параграфов и насчитывать от 300 до 350 слов. В целом, секция Writing мне показалась не сложной, поскольку я немало попарилась, чтобы научиться развивать свои мысли как минимум на 350 слов. Хотя этот размер не всегда спасение. Сочинение может состоять из 300 слов и быть очень информативным и правильно оформленным, с учетом всех необходимых вводных слов и веских аргументов, точно так же оно может состоять из 450 слов, но из одной "пустой воды". Оценка может быть соответствующей.
Цель сочинения состоит в убеждении экзаменатора, что наше решение верное (причем совершенно неважно какое решение вы примите - согласитесь с высказыванием или не согласитесь), главное, чтобы ваш выбор был подкреплен аргументами, почему вы пришли к такому решению. Формул написания эссе тоже несколько, но я для себя выбрала вариант, где я либо соглашаюсь с высказыванием, либо не соглашаюсь и привожу примеры в трех параграфах (другой вариант это рассмотреть задачу с позитивной стороны и с негативной в двух параграфах, но этот вариант мне не очень нравится).
Суть этой части теста - поймать структуру написания сочинения и колбасить в этом формате на самые разные темы. Так же неплохо набраться определенных вводных слов уровня advanced и словосочетаний, которые можно эффективно применить в шапке и заключении любого сочинения, на любую тему. Не менее важно тренироваться в написании сочинений непосредственно на компьютере т.к это натренирует и повысит скорость тайпинга.

Еще неплохо бы запомнить пару-тройку "удобных" пословиц, которые в случае чего можно эффективно воткнуть где-нибудь в сочинении. На этот счет есть вот такой небольшой списочек пословиц с переводом/значением на русском.




Поскольку до начала своей подготовки я имела только теоритическое понятие о тесте (и к сожалению по этой же причине я, можно сказать, завалила свой финальный тест на PILI ввиду того, что подошла к тесту с неправильной стороны и мне банально не хватило времени), я решила санчала ознакомиться с форматом самого теста. Для данной цели, я считаю, лучше всего подходят официальные издания, но стоит учесть, что техника сдачи самого экзамена будет отличной от описанной в официальных источниках, ибо в этих пособиях никто не расскажет о хитростях сдачи их экзамена :). Именно поэтому я начала свою подготовку вот с этой книги, где описывается наиболее эффективный подход к каждой секции вопросов, а так же дается понятие того, чего от нас ждут в секциях Speaking и Writing.

В этой книге подробно описываются тактика к каждой секции экзамена. Лучше будет использовать пособие поновее, но мне хватило и этого 2009 года. Лично я, прочтя эту книгу, не поняла всего сразу и мне понадобилось некоторое время, чтобы понять разновидность и варианты вопросов и, что самое главное, понять КАК именно отвечать на каждый вопрос секции. Также, в книге даются полезные схемы для составления плана (mind map) для написания сочинений, а так же структура построения ответов в разделе Speaking. В целом, это не единственное полезное пособие, в дополнениею к нему я использовала и другие ресурсы.

Из удобных методик изучения иностранного языка, мне очень помогает выписывание важных словосочетаний и интересных фраз на листиках, которые я затем клею себе на стенку вместо обоев в особо часто посещаемые мной места (для меня это кухня и стена возле письменного стола, где я занимаюсь). Хоть и видос, скажем, не очень, но это же временно? :) Таким образом, в качестве передышки, я просто начинаю перечитывать выписанные мной слова со стенки, рано или поздно фразы и слова начинают оседать в голове. Многие пособия предлагают методику флеш-карт с рисунками для запоминания синонимов и антонимов, что я тоже считаю очень эффективным.


Вот один из примеров составления флеш-карт самостоятельно, хотя это не самый удачный вариант. Можно на листке нарисовать солнышко с лучами, в центре написать слово, а лучи будут вести к словам - синонимам или антонимам. Для меня запоминание синонимов и антонимов это самое неблагодарное дело :). Можно поискать программы, которые уже составлены и просто закладывают готовый продукт в рот, но, ИМХО, все, что пишется или печатается собственной рукой, лучше откладывается в голове. Я думаю, ученые это давно доказали :).

Параллельно с книгой Cracking The TOEFL iBT я пополняла свой словарный запас из книги 400 Must Have Words for the TOEFL от McGraw-Hill. Честно говоря, когда я по ней стала заниматься, мне показалось, что я вообще не знаю английский :). Я считаю, что эта книга мне очень помогла на экзамене т.к подобные слова мне часто попадались в текстах Reading, как в простых упражнениях, так и на экзамене. Если сейчас все эти слова мне кажутся уже простыми, то на старте моей подготовки мне многого не хватало. Эту книгу можно найти для чтения в онлайне, просто вписав название в Google.


В дополнение к вышеуказанной книге, я использовала еще вот эту: Vocabulary for the TOEFL iBT. Неизвестные мне слова или просто важные слова, которые можно эффективно использовать в секции Speaking и Writing, я выписывала в отдельный блокнот, который носила с собой повсюду и не расставалась ни на минуту. С этим блокнотом я укладывала спать детей, шла с ними на площадку, читала в автобусе. В общем, старалась не упускать ни малейшей минуты "простоя".



Следующее пособие, которое мне показалось очень эффективным, это издание от Cambridge, которое так же охватывает все четыре части экзамена. Честно говоря, оно мне показалось самым сложным среди всех тех, что мне попадались, даже тесты от самого ETS. А, как говорится, "тяжело в учении, легко в бою", поэтому после этой книги мне уже никакие тесты не были страшны. Упражнения там не сложные, но вот практические тесты, которые я выполняла с секундомером, меня в какой-то момент просто подкосили и заставили в себе сильно засомневаться.
В финальном тесте в секции Reading у меня то вобще не было ошибок, то очень много. Поэтому трудно было себя адекватно оценить. Тем не менее, я не жалею, что не начала именно с этой книги, поскольку открыв первые тексты, я возможно испугалась бы :). Но подойдя уже в натренированном состоянии, материал уже не казался мне таким сложным.

В любом случае, никогда не стоит расслабляться, поскольку материал на экзамене может быть совсем непредсказуемым. Плюс надо учитывать тот факт, что некоторые части на экзамене сложнее того, что дают в книжных упражнениях и наоборот. Поэтому, надейся на лучшее, готовся к худшему :). 


Вот еще парочка изданий, которые отличаются своей методикой, но я считаю, что их тоже надо пройти, чтобы найти золотую середину для себя. Я не могу сказать точно, какая именно книга помогла мне в подготовке больше всего, наверное каждая дала что-то свое. По крайней мере полезно проделать упражнения и "набить" свое ухо на академические лекции, если нет такой практики.

Как я уже писала, секция Speaking, волновала меня больше всего. В идеале при подготовке к тесту нужно иметь англоговорящего собеседника, желательно еще грамотного, который будет способен вовремя указать на вгрызающиеся в кору мозга ошибки, которые после длительного повторения просто напрочь отказываются забыться.  Поэтому было бы неплохо походить на какие-нибудь курсы типа в James Lyng, или просто найти англоговорящего собеседника, что, наверное, даже проще. Так что эта часть экзамена, я была уверена, меня подведет.

За пару дней до экзамена я планировала ничего не делать. Но я немного волновалась, что во время написания independent essay на меня нападет ступор и я не буду знать о чем писать. Поэтому, два последних дня вместо того, чтобы отдыхать от монитора, я себе буквально выжгла глаза, прочитав около 500 страниц различных сочинений, написанных непосредственно сдающими TOEFL; то мне казалось, что подобные сочинения пишут носители языка и для меня это нереально, то казалось, что и я так смогу. В любом случае, лично на тесте она мне ничего не дала и я потратила время впустую, т.к информация у меня уже отказывалась усваиваться в последние дни. Но книга мне однозначно открыла кругозор мышления на различные темы, в которых я может и по-русски не знала бы что ответить :). По крайней мере мне верилось, что если в этот раз я пролечу с тестом, в будущем она меня где-нибудь выручит.

На этом, наверное, все. Вот еще пару форумов на тему теста:  Toefl Resources, Urch. Еще немного материала. Думаю, можно найти что-нибудь интересное, хотя я не заостряла на них внимание.

В общем, суть самостоятельной подготовки примерно может быть такой. Безусловно человеку,
активно вращающемуся в англоязычном обществе, может и половины подготовки не нужно будет, да и по времени, судя по отчетам сдающих, может занимать всего неделю-две вместо моих двух месяцев. Но поскольку у меня не было многих возможностей, то мне пришлось довольствоваться тем, чем могла. В любом случае я рада, что мой заржавевший мозг еще способен принимать и обрабатывать информацию :). И если бы не моя дочь, которая в один из дней меня грустно обняла и сказала "мама, я по тебе скучаю", и Игорь, который подбодрил и повысил мою самооценку, то я бы наверное еще не один месяц шла бы сдавать тест считая, что я все еще не готова сдать и на 70 :).  Ну и последнее, что мы и так все хорошо знаем, но иногда забываем и поэтому опускаем руки. Все приходит с практикой!


В следующей части я опишу как я сдавала сам тест и набрала свои 96 баллов.


9 комментариев:

  1. Героиня. Снимаю шляпу. Мои поздравления с успешной сдачей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леша, спасибо большое за поздравления! :)

      Удалить
  2. Какая гигантская работа была проделана! С учетом маленьких деток, сложно представить, когда Вы все успели! Просто пример для подражания!
    И конечно же огромное спасибо за то, что поделились опытом, хитростями и всевозможными методиками! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная и информативная статья! Спасибо вам большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На здоровье! Надеюсь, что хоть как-то пригодится и поможет :).

      Удалить
    2. Конечно! Тут действительно очень хорошая подборка!)
      Ещё раз спасибо)

      Удалить
  4. Присоединяюсь к вышесказанному! Прекрасный пост)

    ОтветитьУдалить